Положение о школьной службе медиации
Приказ о создании школьной службы медиации от 30 октября 2017 года
Приказ об изменении состава школьной службы медиации от 1 сентября 2018 года
Что же такое медиация? Давайте разбираться!
Медиация — способ урегулирования конфликтов при помощи третьей нейтральной беспристрастной стороны, медиатора, для достижения взаимоприемлемого решения.
Технология медиации отличается от других тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор не берет на себя ответственность решать споры. Он выступает посредником, предоставляя право выбора решения участникам процесса.
Позиция сотрудничества — это и есть медиация.
Зачем нужна медиация?
Сегодня в образовательных учреждениях решением споров занимаются разные люди — от заместителя директора до психолога.
Конечно, конфликтные ситуации решаются и сейчас. Но всегда ли в их решении удовлетворены интересы обеих сторон спора?
Процедура медиации же направлена на достижение компромисса, исчерпание конфликта. В процессе внедрения медиации урегулирование конфликтов доверено профессионалам.
Практика показывает, что функционирование службы медиации в образовательной организации позволяет:
* сократить общее количество конфликтных ситуаций;
* повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения участников образовательного процесса;
* сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Зачем нужна медиация в школе?
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтности в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем нужна медиация детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения
конфликта.
Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.
Чем служба школьной медиации может помочь школьникам?
* Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
* Научиться убеждать других словами, а не силой.
* Участвовать в интересной «взрослой» и общественно полезной (волонтерской) деятельности.
* Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
* Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
* Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
* Начать осваивать новую профессию - медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
* Лучше понимать сверстников и взрослых.
* Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
* У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
* Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.